Меню сайта
Новости
Конспект НОД на тему: «Звуки [с],[с']. Буква С»

Провела:

Учитель - логопед

МБДОУ ЦРР - д/с № 41

Никитина И.А.

                                                                                                    

 

                                                                                                                                                                            

Цели:
  Закреплять навыки четкого различения и произношения звуков [с],[с’] в слогах, словах, фразах;
 Формировать навыки фонематического анализа и синтеза (научить выделять звуки [с],[с’] в начале, середине, конце слова; составлять слово из предъявляемых звуков)
 Познакомить с буквой С (анализ оптико-пространственных и графических признаков); развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза (чтение слогов и коротких слов)
 Продолжать формировать навыки лексико-синтаксического анализа; расширять словарный запас детей.
 Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
 
Организационный момент:
На место садится тот, кто ответит
- На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?
- Чем различаются гласные и согласные звуки?
- Какие гласные звуки мы изучали ?
- Какие согласные звуки изучали?
- Назовите слова на гласные звуки;
- Назовите слова на согласные звуки;
1.     Повторение пройденного.
Л. Сегодня к нам в гости пришла Принцесса из Страны Звуков и Букв. Она хочет посмотреть, как вы занимаетесь и послушать, что вы уже знаете про звуки и буквы.
Л.Расскажите Принцессе, как мы произносим звук [с].
( Артикуляция звука [с]: губы улыбаются, широкий кончик языка прижат за нижними зубами. Воздушная струя холодная.)
Произносим звук [с] (с элементами точечного самомассажа).
(* соединить ладони и потереть одну о другую;
 * помассировать кончик носа;
 * растереть за ушами указательными пальцами;
 * вдох через нос, выдох через рот на ладонь)
 Л. Дайте характеристику звуков [с],[с’]
([с] – согласный, глухой, твердый;
 
2.     Дидактическая игра «Скажи мягко»
СА – СЯ     СО – СЁ    СУ – СЮ    СЫ – СИ    СЭ – СЕ
 АС – АСЬ     ОС – ОСЬ     УС – УСЬ     ИС – ИСЬ
 
 
3.     Игра «Добавь  звук»
Л. В начало каждого слова мысленно добавь звук[с] или [с’]. Четко произнесите получившиеся слово
-_АХАР               -_МЕХ
-_УМКА              -_КЛАД
-_ АМОКАТ        -_УТКИ
В конец каждого слова мысленно добавь звук [с] или [с’]
- КОЛО_            - ЛО_
- АВТОБУ_       -КЕК_
- ГУ_                  - КОМПА_
 
4.     Определение места звуков [с],[с’] в словах.
Л. Вспомните, что обозначают три клеточки в звуковой схеме слова?
( Начало, середину и конец слова)
Л. Фишкой какого цвета обозначается твердый звук?
(Синего)
Л. Достаньте фишку синего цвета из звуковых наборов. Послушайте внимательно слово и определите в начале, середине или конце вы слышите твёрдый звук [с]
САНИ    ВЕСНА   ГОЛОС
 
Л. Фишкой какого цвета обозначается мягкий звук?
(Зелёного)
Л. Достаньте фишку зелёного цвета из звуковых наборов. Послушайте внимательно слово и определите в начале, середине или конце вы слышите мягкий звук [с’]
БЕСЕДА   РЫСЬ   СИРЕНЬ
 
Л. А теперь самостоятельно определите место звуков [с],[с’] в словах.
ФОКУС      СИГНАЛ
 
5.     Физкультминутка.
Как живёшь?     Вот так! Показывают большой палец.
Как плывешь?   Вот так! Имитируют плаванье.
Как идешь?        Вот так! Ходьба на месте.
Вдаль глядишь! Вот так! Приставляют ладонь ко лбу.
Машешь вслед. Вот так! Машут кистью руки.
Как шалишь?      Вот так! Ударяют кулачками по надутым щекам.
 
6.     Л. Ребята, с какими звуками мы выполняли задания?
(Со звуками [с],[с’]).
Л. Вспомните, ребята, в чём отличие звука от буквы?
(Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем)
 Принцесса из Страны Звуков и Букв принесла нам букву С. На что похожа эта буква?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
 
Мышка села в уголок,
Съела бублика кусок.
 
7.     Синтез слогов
Л. У нашей принцессы целая флотилия парусных кораблей. На каждом парусе – буква. Посмотрите, корабли подплыли друг к другу – какие слоги вы можете прочитать?
(СА, СО, СУ)
 
8.     Синтез и анализ слова.
Л. Подплыл еще один корабль с буквой К на парусах и встал рядом. Какое слово получилось?
(СОК)
Сколько в этом слове букв?
(Три)
Сколько звуков?
(Тоже три)
Какой первый, второй, третий?
С – согласный, глухой, твёрдый;
О – гласный;
К – согласный, глухой, твёрдый.
 
9.     Составьте предложение со словом СОК.
(Ананасовый сок налили в стакан.
Света пьет сладкий сок.)
 
10.                       Итог занятия.