Меню сайта
Новости
Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях
     Материал подготовила
учитель - логопед
Изотова Александра Сергеевна
 
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.
     Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. 
     Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнения, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
 
         При работе с детьми дома родители
должны учитывать следующее:
 
*   Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
*   Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка.
*    Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Ребенок сидит спокойно, плечи не подняты, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.  
*   Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
*   Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
*    Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
*    На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений, к последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
*   Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
*   У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
*   Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях.
      Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность  движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
      Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в коррекции, и только необходимые для воспитуемого звука. Необходимо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
      Недостаточно только правильно подобрать нуждающиеся в коррекции движения, необходимо научить ребенка применять их, выработать точность, чистоту, плавность, силу темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
 
Важно не количество выполняемых упражнений, а правильный подбор и качество выполнения!
 
 
 Литература.
1.     Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство- Пресс», 2003.
2.     Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - Корона- Век , 2007 .
  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателя детского сада. – Москва: Институт практической психологии, 1997.