Меню сайта
Новости
Что и зачем нужно читать дошкольникам

Материал подготовила

учитель - логопед
Изотова Александра Сергеевна

 

 

  Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

Т. Л. Щепкина-Куперник

   Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе.

 Дети, которым читают вслух, быстрее познают мир. Чтобы лучше понять незнакомые для себя вещи, ребенок активнее мыслит, включает воображение.

   Кроме того, чтение вслух – замечательный способ общения с ребенком. Вы можете обсудить с ним сказочных героев, их поступки, характер. Превратите чтение в игру: попробуйте читать по ролям, разыгрывайте сценки, предложите ребенку по-своему развить сюжет.

   Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Чем раньше вы привьете ребенку любовь к книгам, тем легче будет обучить его самостоятельному чтению, а это способствует формированию врожденной грамотности, что значительно облегчит ему учебу в школе. Но, даже овладев техникой чтения, ребенок еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям. 

   Маленькие дети любят, когда взрослые читают им книжки. Но в разном возрасте они по-разному ведут себя во время чтения вслух. Это обусловлено тем, что развитие детей идет стремительно. Разница в три года - для малыша целая эпоха!
   Двух-трехлетние  дети проявляют мало внимания к читаемому тексту. Они с большим удовольствием рассматривают вместе со взрослыми картинки и слушают комментарии к ним. Они мало понимают текст и прислушиваются чаще всего к "любимым" звукам человеческого голоса, улавливая отдельные слова и фразы. Характерной особенностью детей этого возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.

   После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети "от двух до пяти" легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского: в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку. В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом. Детям этого возраста сказки лучше не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира).

   Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы. Старшим дошкольникам близок и понятен мир лирических впечатлений и переживаний. Поэзия игры и сказки обогащается у них острым ощущением поэзии окружающей жизни, природы, человеческих дел и чувств, поэзии действительности.

   Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только… 

Дадим несколько советов, которые не только помогут в выборе книг для вашего малыша, но и подскажут, как  вырастить увлеченного читателя.

1.     Книга должна быть хорошего качества, с красочными картинками, понятным самому родителю сюжетом. Младшие дошкольники лучше воспринимают истории  с  крупными иллюстрациями, поэтому старайтесь выбирать книги с яркими картинками, не перегруженными  множеством деталей. Лучше всего, если на рисунках будут изображены самые простые действия и предметы.

2.     Наиболее интересными для дошкольников будут книги о детях, а так же о природе, животных, приключениях.

3.     Постарайтесь заранее прочесть книгу, которую собираетесь читать ребенку. Вспомните, какие книги читали вам в детстве, спросите у своих родителей. Узнайте у друзей и знакомых, что они читают своим детям, делитесь друг с другом впечатлениями о книжных новинках. Книга, которую читает  ребенку взрослый, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится – лучше не берите, ребенок очень тонко чувствует настроение, и чтение не вызовет должного отклика у ребенка.

4.     Будьте готовы к тому, что ребенок не захочет слушать выбранную вами книгу. Не нужно насильно заставлять ребенка слушать то, что он отвергает. Любым давлением можно навсегда отбить желание читать. После нескольких попыток отложите чтение, возможно, ребенок просто еще «не дорос» до предложенной книги. Старайтесь подобрать то, что понравится, и вы обязательно найдете книгу, которая заинтересует вашего ребенка.

5.     Каждый ребенок является индивидуальностью, то, что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Выбирайте книги, которые с удовольствием воспринимает именно ваш ребенок.

6.     Выбирайте правильное время для чтения. Не читайте насильно. Главное, чтобы чтение вызывало у вашего ребенка положительные эмоции, не  воспринималось как наказание или неприятное занятие. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и послеобеденное, и вечернее время. Чтение перед сном дает ребенку возможность успокоиться после активного дня, пофантазировать и хорошо выспаться. В том случае, если цель чтения обучающая, лучше выбрать время до полудня, или ближе к вечеру после дневного сна.

7.     Читать нужно регулярно, так вы постепенно сможете создать у малыша потребность в каждодневном чтении. Сначала можно читать по 10-15 минут, очень важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает.

8.     Старшим дошкольникам нравятся длинные истории с большим количеством героев. Только перед началом чтения  очередной главы всегда уточняйте у ребенка, на чем вы остановились в прошлый раз. Этот простой прием прекрасно развивает память, также навыки пересказа.

9.     Дети любят, когда им много раз подряд читают одну и ту же книжку. Наберитесь терпения и читайте сказку столько раз, сколько малыш просит. Книга, понравившаяся ребенку, берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Ребенок знает, что будет дальше и заранее радуется поворотам сюжета, обращая внимание на отдельные слова и фразы, каждый раз замечая что-то новое.

10.                        Важно не забывать и о сезонном принципе в подборе литературы для чтения. Например, в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

11.                        Не существует жестких разграничений в чтении младшим и старшим дошкольникам. В семьях, где подрастают дети разного возраста, можно увидеть, как старшие с удовольствием слушают произведения, предназначенные для младших, активно их воспринимают и обсуждают, проговаривают, создавая тем самым благоприятную ситуацию для примера и повторения.

 

   Дети становятся читателями, когда родители читают им вслух. Это совсем несложно и очень приятно! Вы потратите не так уж много сил, зато воспоминания об этих драгоценных минутах останутся на всю жизнь. Чем раньше вы начнете читать детям вслух, тем лучше. Хотя начинать никогда не поздно. Например, начните прямо сегодня! Читайте с удовольствием!


Литература.

1. Валентин Берестов. Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам.

2. Алена Емец, кандидат педагогических наук, доцент (журнал «Растем вместе»).

3. http://www.gublibrary.ru/lib/Konferenciya_%20chtenie/Tomashova.htm

4. http://www.krokha.ru/razvitie-detey/chtenie-detyam/12-samykh-vazhnykh-sovetov-kak-chitat-s-rebenkom